Зимой,
когда на улице холодно, или осенью, в дождливую погоду, у любителей кордового
моделизма, казалось бы, нет возможности «летать». Это действительно так, если
иметь в виду полеты на открытых кортодромах. Но оказывается, можно строить
миниатюрные кордовые модели с электродвигателем и запускать их в полет в закрытом
помещении. Мне кажется, было бы хороню развить этот вид простейшего
авиамоделизма, проводить соревнования среди школьников как по классу микромоделей-копий,
так и по классу скоростных моделей. Автор неоднократно строил и запускал в
полет такие кордовые микромодели, выклеенные из бумаги. Об одной из них мы
здесь и расскажем.
Модель
имеет размах крыла 400 мм, винт ее вращается миниатюрным электродвигателем
от немецкого игрушечного глиссера «Зее-адлер». Наша промышленность тоже
выпускает подобные электродвигатели. Питается двигатель кордовой модели от
четырех батареек карманного фонаря, расположенных на земле, в центре круга.
Энергия передается к электродвигателю через две медные проволочки диаметром
0,5 л/мг, играющие роль корд.
Основные
детали модели приведены на рисунке 1.
Рис.1
Модель представляет собой полукопшо
самолета-истребителя с поршневым двигателем. Все основные части модели выклеиваются
из плотной, но легкой чертежной бумаги. В качестве выкройки можно использовать
непосредственно чертеж в натуру развертки отдельных частей модели (рис. 2 и
3).
Рис.2
Рис.3
Для постройки
модели требуются следующие материалы:
чертежная
бумага (тонкая, неплотная) ;
пробка;
ацетатная
или целлулоидная пленка размером 35 X 50 мм; провод ПЭЛ-01 — 8 м;
клей БФ-2;
несколько стеблей соломы;
стальная проволока диаметром 0,3 мм;
нитки тонкие, желательно шелковые;
рейка из липы;
четыре батарейки КБС от карманного фонаря;
электродвигатель минимальных габаритов, работающий от напряжегия
3,5 в;
мощность номинальная — ОД 0,1-0,3вт при
1200
об/мин.
Изготовление
модели надо начинать с выкраивания из бумаги всех основных ее частей. Затем
вырезают передний шпангоут-бобышку. К этому шпангоуту клеем БФ-2 приклеивается
электромотор. Передний конец вала двигателя обжимается плоскогубцами и
тщательно обматывается нитками на клею. Винт у модели — четырхлопастный,
каждая лопасть вырезается отдельно. Кок изготовляется из пробки, и в него туго
вставляются все четыре лопасти. Такое крепление позволяет при необходимости
изменять угол наклона лопастей. Затем в середину кока вклеивают вал электродвигателя
(рис. 1). Угол наклона лопастей подбирается экспериментально при пробных
регулировочных полетах модели. Только после этого лопасти закрепляются на
клею. Вырезанные из бумаги части крыла, оперения и фюзеляжа надо согнуть по
пунктиру и склеивать. К носку фюзеляжа следует приклеить переднюю бобышку-
шпангоут с электродвигателем. Затем к фюзеляжу снизу приклеивается центроплан.
Две внешние половинки крыла — консоли склеиваются отдельно. Перед склейкой
левой консоли внутри нее прокладывается электропровод. Сушку консолей крыла
рекомендуется производить под прессом. Высохшие консоли вставляются в центроплан
и заклеиваются. Предварительно надо тщательно соединить провода от электромотора
и провода, идущие вдоль крыла. Под консоли должны быть уложены специальные подкладки,
придающие крылу поперечное V. Величина поперечного V крыла хорошо заметна, если смотреть на модель
спереди (рис. 1).
Теперь можно
приступить к изготовлению оперения. Начать надо со склейвания стабилизатора.
Стабилизатор сгибается по пунктиру, и между двумя средними полосами его прокладывается
киль, предварительно смазанный с обеих сторон клеем. Оперение должно сохнуть
под прессом. Затем его вклеивают в фюзеляж, а к центроплану приклеивают стойки
шасси с пробковыми колесами. Полуоси колес выгибают из стальной проволоки
диаметром 0,3 мм.
Колеса должны свободно вращаться на полуосях. С внешних сторон
стоек приклеиваются бумажные створки шасси. Когда установите шасси на
центроплане, проверьте, нет ли перекосов шасси при виде на модель спереди и
сверху.
Теперь
нам остается укрепить на фюзеляже фонарь над кабиной летчика. Фонарь выштамповывается
из ацетатной пленки между двумя чайными ложками, в одной из которых налита
расплавленная канифоль (рис. 5). Пленку необходимо предварительно смазать
маслом или жиром. Окрашивается модель тушью, а затем покрывается тонким слоем
клея БФ-2.
Модель
летает на двойной корде длиной 3 м. Скорость ее в среднем составляет 40-45 км!час.
Питание электродвигателя осуществляется через несложное устройство со скользящими
контактами, имеющее пять переключателей. При этом во время взлета и полета на максимальной
скорости питание подается от четырех батарей, при полете на номинальном
режиме — от трех батарей, а при посадке — от одной батареи.
В
отличие от обычных кордовых моделей наша модель не имеет управления рулем высоты.
Она летает либо вокруг моделиста, стоящего внутри круга, либо вокруг пилона,
установленного в центре зала. Высоту пилона рекомендуется применять
небольшую, не более 1300 мм. Модель во время пробных полетов надо отрегулировать
путем отгибания задней кромки. Если модель «задирает нос» кверху, то заднюю
кромку стабилизатора следует чуть-чуть опустить. Если же модель «клюет носом»,
заднюю кромку стабилизатора надо отогнуть кверху. Такую же модель можно
выполнить и управляемой. Для этого электропровода надо «по совместительству»
сделать и тросами рулевого управления, соединив их с обычной для кордовой
модели качалкой, отклоняющей руль высоты. Управлять в этом случае моделью
должен моделист, стоящий в центре круга.