Новые лекции
Мультфильмы
|
 |
 |
 |
О велении уважать ученых и о строгм запрете их порочить
Всевышний Аллах и Его посланник, да благославит его Аллах и приветствует,
обязали нас проявлять уважение и отдавать должное ученым, ибо тем самым
мы отдаем должное нашей религии и тому знанию, которым Всевышний
наделил ученых. И как же нам не уважать и не чтить тех, кого возвысил
сам Всевышний Аллах, который говорит:
«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (аль-Муджадаля 58: 11).
От ‘Убады ибн Самита сообщается, что посланник Аллаха, да благасловит его Аллах и приветствует, сказал: «Не относится к нам тот, кто не уважает старших среди нас, не милосерден к младшим, а также не отдает должное тем, кто обладает знанием». Ахмад, аль-Хаким, ат-Табарани. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. «Сахихуль-джами’» 5443.
Имам аль-Мунауи сказал: "Соблюдать
права ученого – это отдавать должное знаниям, а также знать его
достоинство и степень, которой возвысил его Аллах, даровав ему знания”. См. "Файдуль-Къадир” 5/389.
Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто не благодарит людей, тот не благодарит Аллаха». ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-джами’» 6601.
Кто
же из людей заслуживает большей благодарности, чем ученые?! Неужели те,
кто приводит в порядок нашу мирскую и будущую жизнь, недостойны
уважения и благодарности? Яхъя ибн Муаз сказал: "Ученые милосердней для общины Мухаммада r, чем их матери и отцы!” Его спросили: "Как это?” Он ответил: "Отцы и матери уберегают своих детей от огня мира этого, а ученые оберегают людей от Огня мира иного!” См. "Насыха ахль аль-хадис” 167.
Тауус сказал: "Сунной является почитание ученого”. ‘Абдур-Раззакъ 20/32.
Имам аль-Мауарди говорил: "Поистине, ученые заслуживают величия за свои знания, а не за власть и богатство”. См. "Адабу-ддунья уа-ддин” 94.
О
почитании ученых и правилах поведения с ними было сказано нашими
праведными предшественниками (саляфами) много, но мы ограничимся
словами ‘Али ибн Абу Талиба, который говорил: "Поистине, ученый
имеет право на то, чтобы сначала ты приветствовал всех присутствующих,
а потом обращался с приветствием к нему лично; и сидел напротив него;
и не размахивал руками в его присутствии; и не подмигивал, и не задавал
ему много вопросов; и не пытался помогать ему давать ответы; и не
настаивал, если им овладеет лень, и не обращался к нему снова, если в
силу каких-либо причин он будет противиться этому; и не хватал его за
одежду, если он встанет; и не выдавал его тайны; и никого не порочил в
его присутствии; и не выискивал его ошибки, а если он ошибется, то
принимал бы его оправдания; и чтобы ни в коем случае не говорил ему: "Я
слышал, как такой-то говорит то-то и то-то”, и не говорил бы:
"Такой-то утверждает совсем не то, что говоришь ты”; и не
характеризовал никого из знающих в его присутствии; и не покидал его
сам по причине долгого общения; и не считал для себя унизительным
услужить ему, а если ему что-то понадобится, тебе следует
сделать это для него, прежде чем это сделают другие. И помни, что
знающий подобен пальме, а ты должен дожидаться, пока не достанется
тебе что-нибудь упавшее с нее”. Ибн ‘Абдуль-Барр 1/129.
Тот,
кто любит и почитает ученых ахлю-Сунна – сам из ахлю-Сунна, а тот, кто
порочит ученых ахлю-Сунна – из числа приверженцев нововведений
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах говорит: «Я объявляю войну тому, кто враждует с приближенным ко Мне!» аль-Бухари 6502.
Два великих имама нашей общины Абу Ханифа и аш-Шафи’и говорили: "Если приближенные к Аллаху – это не ученые, то нет у Аллаха приближенных!” См. "ат-Тибъян” 32.
Любовь
по отношению к ученым и приверженцам истины являлась для саляфов
критерием истинного пути, ибо любовь к ним – это любовь к религии и
знаниям, а ненависть к ним – это ненависть к религии и знаниям! Не
знать об ученых или же быть несогласным с кем-либо из них в каком-либо
вопросе из-за более сильных аргументов другой стороны – это одно, но
поношение и клевета в адрес ученых из-за их несогласия с явной ересью и
идеологиями заблудших партий, противоречащих прямому пути – это совсем
другое.
Имам ат-Тахауи сказал: "Ученые
из числа первых и последующих поколений являются обладателями блага,
следующими по прямому пути, понимающими фикъх и разбирающимися в
разногласиях. И мы не упоминаем о них, кроме как с хорошей стороны, а
тот, кто отзывается о них плохо, тот не на прямом пути”. См. «‘Акъидату-Ттахауия» 24.
Имам Абу ‘Усман ас-Сабуни сказал: "Одним
из признаков приверженцев Сунны является то, что они любят имамов и
ученых Сунны, тех, кто ей помогает и придерживается ее, и ненавидят
лидеров приверженцев нововведений, которые призывают к Огню!” См. «‘Акъидату-ссаляф» 171.
Имам Абу Хатим сказал: "Признаком приверженцев нововведений является то, что они порочат тех, кто придерживается пути праведных предшественников”. аль-Лялякаи 1/179.
Имам ас-Саффарини сказал: "Поистине,
заслуги ученых известны и их достоинства велики, и кто умаляет их
достоинства, тот самый низкий и подлый из людей, а кто ненавидит их,
тот из партии Иблиса”. См. "Ляухуль-ануар” 2/355.
Шейх ‘Абдуль-Лятыф Али Шейх сказал: "Обычаем
приверженцев нововведений является то, что когда исчерпываются их
аргументы и они оказываются в тупике, они начинают порочить и
оскорблять приверженцев Сунны и восхвалять самих себя”. См. «Санауль-бади’» 65.
На
обобщенных высказываниях имамы не остановились, они также обвиняли в
заблуждении тех, кто порочил и определенного имама из числа ахлю-Сунна.
Имам Абу Хатим сказал: "Если ты увидишь кого-либо, кто ненавидит Абу Зур’у, то знай, что он приверженец нововведений!” См. ”Тарих аль-Багъдад” 10/329.
Имам Ибн ‘Асакир сказал: "Поистине, плоть ученых отравлена, и то, что случится с тем, кто их порицает, известно! Аллах умертвит сердце того, кто отзывается плохо об ученых, прежде, чем он умрет сам”. См. "Табайин кизб аль-муфтара” 27.
Если
человек, говорящий за спиной мусульманина (гъиба) то, что ему не
понравится, подобен тому, кто ест мясо умершего брата, то тот, кто
делает это в отношении ученых, ест отравленное мясо! Нам всем известно,
что гъиба – это то, что сказано о мусульманине в его отсутствии из
того, что в нем действительно есть, в то время как упоминание об этом
ему бы не понравилось.[1]
А что говорить о том, кто говорит о мусульманине или же об ученом то,
чего в нем нет?! А сколько же вещей приписывают ученым, к которым они в
действительности не имеют никакого отношения! Ибн ‘Умар рассказывал,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того, кто скажет о верующем то, чего в нем нет, Аллах поместит в радгъатуль-хабаль». Абу Дауд 3597, Ахмад 5385. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. В другом достоверном хадисе сообщается, что на вопрос: "А что такое радгъатуль-хабаль?!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это то, что выжато из обитателей Огня!»
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил: «Поистине,
человек может сказать такое слово, которому он может не придать
никакого значения, но за которое он будет падать в Огонь семьдесят лет». ат-Тирмизи 2314, Ибн Маджах 3970. Хадис достоверный.
Один из знаменитых ученых сказал: "Гъиба
запрещена и является одним из величайших грехов, и особенно она
становится хуже, когда речь идет о правителях мусульман и ученых.
Поистине, гъиба по отношению к правителям и ученым серьезней, чем по
отношению к простым людям. Причина этого состоит в том, что гъиба на
ученых умаляет достоинство знания, которое они хранят в себе и которому
обучают людей. После этого люди начинают отвергать те знания, которыми
они обладают и это наносит вред религии! А что касается гъиба по
отношению к правителям мусульман, то оно ослабляет их влияние и люди
начинают восставать против них. Когда же люди подымают бунт против
правителей мусульман, то распространяется анархия[2]”.
[1] Такое определение значению «аль-гъиба» дал сам Пророк r, сказавший: «Гъиба – это то, что сказано о человеке (мусульманине) за его спиной из того, что в нем есть». аль-Хараиты. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха” 1992. В
связи с тем, что в русском языке отсутствует слово, выражающее истинный
смысл понятия гъиба, мы будем использовать его в оригинале.
[2] Однажды ‘Абдуллах ибн ‘Укайма сказал: "Никогда никому не буду помогать в убийстве, после смерти ’Усмана”. Его спросили: "А ты принимал участие в убийстве ‘Усмана?!” Он ответил: "Я считаю, что разговоры о его недостатках были содействием в его убийстве”. Ибн Са’д 6/115.
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди говорил: "Люди
обязаны удерживаться от обсуждения недостатков правителей мусульман, и
не заниматься их порочением. Наоборот, они должны просить Аллаха
укрепить правителя на истине. Поистине, в ругани правителей мусульман
великое зло и вред, как для общества, так и для отдельных людей. Можно
встретить такого, кто ругает правителей, но который даже не желает
сделать им наставление, а это является предательством по отношению к
ним!” См. "Нур аль-басаир уаль-альбаб” 66.
Однако
молодежь, ведомая эмоциями, не понимает, что когда ученые запрещают
ругать и обсуждать правителей, они это делают, заботясь о мусульманах,
ибо знают тяжкие последствия всего этого, а не из-за того, чтобы
угодить правителям!
Дата: 13.02.2012. Просмотров: 2332.
|
 |
 |
 |
Хадис
 Пророк Мухаммад
сказал:
«Пусть человек, желающий, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает связи со своими родственниками».
Наставление имама
А вы уже читали эту книгу?
|