Религия Ислам от своего начала до
конца – это знания, и жизнь каждого из нас, каждое действие мусульманина должно
опираться на достоверные знания!
Знание-это познание сущность вещей (إدراك
الشيء بحقيقته). Его противоположностью является невежество. Невежество –
начало всех зол и заблуждений. Все
заблудшие течения и секты появились по причине невежества. Даже неверие (куфр)
и многобожие (ширк) берут начало в невежестве.
Человек, который называет себя
мусульманином, но при этом ни учится, ни читает книги, не посещает лекции, ни
учит, по сути своей является невеждой!
Поэтому Всевышний повелел:
«Так не будь же невеждой!»
(аль-Ан’ам -35)
Под словом «знание» я имею в виду в
первую очередь религиозное знание. Светскому знанию человек обучается с 1
класса, а что касается религиозного знания,
в большинстве случаях человек лишен от этого. Поэтому я хотел сегодня
напомнить вам о достоинствах религиозного знания.
Когда в Коране или в хадисах
упоминается слово «знание», то в них в первую очередь подразумевается
религиозное знание, знание которое связано с Аллахом и поклонением. Это знание намного выше, чем знание, которое
связано мирскими делами. Почему религиозное знание важнее? Потому что от
религиозного знания зависит наше поведение, поступки, отношение к людям.
Посредством него мы различаем дозволенное (халал) и запретное (харам).
И так же оно является причиной принятия наших поклонений и вход в Рай.
Того, кто обладает религиозными
знаниями, шайтану труднее сбить с прямого пути и уменьшить вознаграждение, к
примеру, во время поклонения. Передается от Абу Хурейры: Посланник Аллаха
сказал:
لفقيه واحد أشد على الشيطان من ألف عابد
«Знающий религию сильнее (то есть
его тяжелее сбить шайтану), чем тысячи поклоняющихся». (Табарани)
В Коране сотни раз повторяется слово
«знание» (гильм) и близкие ему по значению слова. Приведу несколько аятов по
поводу достоинства знания. Всевышний
Аллах сказал: «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?»
(сура «Аз-Зумар», аят 9).
Согласно этому аяту уровень
обладателей религиозных наук несравненно выше тех, кто несведущ в вопросах религии.
В исламе получение знания выше по вознаграждению, чем
дополнительные молитвы. Имам аш - Шафигый говорил: «Приобретение знания
лучше, чем дополнительная молитва». Также
сподвижник посланника Аллаха Абу Дарда сказал: «Изучение
одного религиозного вопроса любимее для меня, чем ночной намаз».
Праведные предшественники так
посвятили себя получению знания, что, когда Ибн Мубараку
сказали: «Если тебе Аллах внушил, что ты вечером умрешь. Что ты делал бы? Он
ответил, что получал бы знание».
Так же уровень богобоязненности
напрямую связан со знанием. Потому что знание помогает человеку познать своего
Создателя, Его величие и жить по Его законам. И поэтому конечным результатом
знания должен быть страх перед величием Аллаха и подчинение Ему. Аллах
Всевышний говорит:
«Боятся Аллаха из числа Его рабов
только ученые (то есть знающие). (Фатыр
-28).
Учёные, знающие люди боятся его
могущества. Опираясь на свои знания, они понимают, что Аллах Всемогущ и что Он
может покарать своих рабов за их грехи. Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас
сказал по поводу этого аята: «Это те люди, которые знают, что могущество Аллаха
охватывает каждую вещь». Поэтому Рабига
ибн Анас сказал: «Кто не боится Аллаха, тот не учёный».
Человек всегда должен просить у
Аллаха, чтобы Он преумножил ему знание. Потому что Сам Аллаха Всевышний Аллах
повелевает нам о преумножении только знания. Ни о чем другом, кроме знания, не
было приказано просить «преумножь».
Аллах Всевышний говорит:
وَقُلْ رَبِّ زِدْني
عِلْمًا
«…и говори: «Господи! Умножь мне
знание» (Та-ха-114).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: "В
этом аяте содержится указание на достоинство знания, ибо Аллах не повелел
Своему пророку просить прибавить что-либо, кроме знания! И под «знанием»
подразумевается шариатское знание".
О достоинствах знания так же
говорится и в хадисах пророк Мухаммад (с.г.с):
عَنْ أَبِي أُمَامَةَ رَضِيَ اللّٰهُ
عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «فَضْلُ
الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ كَفَضْليِ عَلَى أَدْنَاكُمْ» ثُمَّ قَالَ رَسُولُ
اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إنَّ اللّٰهَ وَمَلَائِكَتَهُ
وَأَهْلَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرَضِينَ حَتَّى النَّمْلَةَ فِي جُحْرِهَا وَحَتَّى
الْحُوتَ لَيُصَلُّونَ عَلَى مُعَلِّمِ النَّاسِ الْخَيْرَ
«Превосходство ученого над
поклоняющимся (абид) подобно моему превосходству над тем из вас, кто на самом
низком уровне». Потом Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Всевышний Аллах, Его
ангелы, все живое на небесах и на земле, даже муравьи в своих норах и рыбы просят
благословения тому, кто учит людей добру». (Тирмизи).
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ اللّٰهُ
عَنْهُ قَالَ: كَانَ أَخَوَانِ عَلَى عَهْدِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ
وَسَلَّمَ فَكَانَ أَحَدُهُمَا يَأْتِي النَّبِيَّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ
وَسَلَّمَ وَالْآخَرُ يَحْتَرِفُ فَشَكَا الْمُحْتَرِفُ أَخَاهُ إِلَي النَّبِيِّ
صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: «لَعَلَّكَ تُرْزَقُ بِهِ».
Анас ибн Малик передает:
«Во времена Посланника Аллаха жили
два брата. Один из них (чтобы обучаться знанию) приходил к Посланнику Аллаха),
другой зарабатывал деньги ремеслом. Однажды работающий брат пожаловался на
другого Пророку.
Посланник Аллаха сказал: «Может быть, и ты из за него находишь пропитание».
(Тирмизи).
Как сегодня взрослые люди могут
приобретать исламские знания?
Источниками таких знаний являются в
наши дни уроки Ислама, которые проходят в мечетях, исламские книги исламские
учебные заведения.
В нашей мечети со следующей недели
начинаются вечерние лекция, уроки по чтению Корана и арабскому языку.
Если
человека беспокоит то, что дети могут приобщиться к наркотикам,
алкоголю, могут стать хулиганами, по ночам не приходить домой, увлекаться
азартными играми, стать эгоистами, не почитающими родителей и других людей, то
необходимо отправлять их учиться в мечети и медресе. Только такое воспитание
гарантированно защищает человека от всего дурного и очищает общество от
духовных пороков.
Сподвижники пророка Мухаммада
(с.г.с) и последователи сподвижников всегда стремились к получению знания.
Например, вот как описывает свою тягу к знаниям сподвижник Пророка, сын Аббаса:
«Когда я узнавал о новом хадисе, который передавал какой-нибудь человек, то шел
к его двери, в полдень, в жару, когда он отдыхал у себя дома, клал свою накидку
под голову, разложив ее под дверь, а ветер нес в мою сторону пыль… Затем этот
человек выходил из дома и говорил, увидев меня: «О, сын дяди посланника Аллаха,
что привело тебя? Почему ты не послал за мной, и я бы сам пришел к тебе…».
Да поможет нам Аллах неустанно,
отбросив лень, приобретать полезные знания. Аминь!
Дата: 09.01.2013. Просмотров: 2892.