Аллах создал джинов и людей на этот свет с одной целью – это
поклонение Ему. Как сказал Всевышний Аллах:
وَمَا خَلَقْتُ
الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того,
чтобы они поклонялись Мне». (Зарият - 56)
Аллаху принадлежит право на поклонение со стороны тех, кого
Он сотворил, а пользу от этого получают они. В этом и состоит почет, сила и
счастье людей, как в этом мире, так и в мире ином, поскольку они нуждаются в
своем Господе и не могут обойтись без Него ни на одно мгновение. Он же не
нуждается ни в них, ни в их поклонении. Как сказал об этом сам Всевышний:
إِنْ تَكْفُرُوا
فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنْكُمْ
«Если вы не
уверуете, то ведь Аллах не нуждается в вас…» (Зумар - 7).
На арабском языке поклонение – это «гыйбада». Оно означает:
покорность, подчинение и смиренность. А как религиозный термин «гыйбада»
(поклонение) – это абсолютная любовь (к Аллаху) вместе с абсолютным смирением и
подчинением».
То есть если человек подчиняется кому-то с абсолютной
любовью, ослушиваясь при этом Аллаха Всевышнего, то, как будто он поклоняется
ему. Поэтому абсолютная любовь, подчинение и смирение должно быть только
Аллаху, Создателю этого мира.
Человек, который поклоняется Аллаху, является рабом
Всевышнему Аллаху.
Быть рабом Аллаху – это честь и достоинство, потому что
только это позволяет человеческому обществу сохранить высокую мораль и
нравственность. А тот, кто сделал себя рабом своих желаний и подчинился своим
страстям, для того нет пределов дозволенного, ему, по его мнению, можно все, и
это превращает его в подобие животного в человеческом облике.
Быть рабом Аллаха – это спокойствие, ибо Аллах Один, а
творений много. Раб Аллаха стремится угодить только Одному Хозяину, а раб этого
мира пытается угодить многим хозяевам, которым он покорился, начиная от идолов
и икон и заканчивая своими желаниями, самомнением и общественным мнением.
Быть рабом Аллаха – это почет, потому что именно это будет
иметь ценность в День Суда, именно этим будет гордиться человек. А те, кто
отказался быть рабом Всевышнего Аллаха и стал
рабом нижайшего сатаны, будут опозорены и унижены.
Если человек не покланяется Аллаху, то он в любом случае
покланяется кому – то или чему – то другому. Потому что человек по своей природе
не может жить без поклонения. Если человек поклоняется кому – то или чему – то,
то он становиться рабом этой вещи. На этой земле кто – то поклоняется
материальным вещам, например, иконам, статуэткам, идолам, деньгам. А некоторые
люди покланяются нематериальным вещам, например, кто – то покланяется своим
страстям, кто – то высокому положению, а кто – то работе. Поклонение этим вещам
означает ставить их выше повелений и запретов Аллаха. Например, в большинстве
случаях на этой земле люди поклоняются своим страстям. Даже во время пророка
Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, арабы как Абу Джахль, Абу Лахаб не подчинились Аллаху из – за
того что они предпочли следование своим страстям. Поклонение страстям – это
когда человек делает то, что хочет его душа, ослушиваясь Аллаха. Поэтому Аллах
Всевышний сообщает нам об этом в Коране:
فَإِنْ
لَمْ يَسْتَجِيبُوا لَكَ فَاعْلَمْ أَنَّمَا يَتَّبِعُونَ أَهْوَاءَهُمْ وَمَنْ
أَضَلُّ مِمَّنَ اتَّبَعَ هَوَاهُ بِغَيْرِ هُدًى مِنَ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ لا
يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ
«Если же они не ответят тебе, то знай, что они
следуют только за своими страстями. А кто более сбит с пути, чем тот, кто
последовал за своей страстью без руководства от Аллаха? Поистине, Аллах не
ведет прямым путем людей притесняющих!» (Рассказы – 50)
Когда человек совершает поклонение Аллаху, он должен при
этом соблюдать три душевных состояния:
1. Он
должен покланяться Аллаху с любовью к Нему. Всевышний по этому поводу сказал:
وَالَّذِينَ آَمَنُوا
أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ
«А те, которые уверовали, сильнее (всего) любят
Аллаха»
(Корова - 165).
2. Надеясь
на милость Аллаха. Всевышний сказал:
وَيَرْجُونَ رَحْمَتَهُ
«Они надеются на Его милость» ( Перенос ночью - 57).
3. Сохраняя
страх перед Аллахом. Всевышний сказал:
وَيَخَافُونَ عَذَابَهُ
إِنَّ عَذَابَ رَبِّكَ كَانَ مَحْذُورًا
«…и
боятся Его наказания». (Перенос ночью, 57)
Для того чтобы Аллах принял поклонение, должно выполняться
два условия: (Гыйбада)
1) Искренность (Ихляс) перед Аллахом.
2) Соответствие Сунне пророка (с.г.с).
Поэтому если какое-то из дел поклонения утратит хотя бы одно
из этих двух условий, то оно не будет действительным и не будет принято
Всевышним Аллахом. Например: Если
человек совершает молитву (намаз) не ради Аллаха, но внешне все действия
соответствуют Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то такая молитва не будет принята. Почему?
Потому что она не отвечает первому условию, данная молитва утратила искренность
(ихляс). Всевышний Аллах сказал:
وَلَوْ أَشْرَكُواْ
لَحَبِطَ عَنْهُم مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
«Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало
бы тщетным все, что они совершали». (Коран 6: 88)
Если же человек совершает молитву (намаз) исключительно ради
Аллаха, но совершает её не так, как научил нас Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а каким-то иным
способом, то такая молитва тоже не будет принята. Почему? Потому что при её
выполнении не было соблюдено второе условие, она не соответствовала Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:
من أحدث في أمرنا هذا
ما ليس منه فهو رد
«Кто введёт в наше дело (т.е. в Шариат) то, что
к нему не относится, то его дело будет отвергнуто» (Бухари и Муслим).
Слово «гыйбада» (поклонение) несет в себе и другое значение:
«Гыйбáда (поклонение) — это слово, объемлющее все, что любит и чем доволен
Всевышний Аллах, будь то дела или слова, тайные или явные».
Если человек делает и говорит то, что любит Аллах и чем Он
доволен – это тоже является поклонением. Поэтому поклонение человека может быть
в следующих формах:
1) Поклонение словами: произнесение слов Шахады
(свидетельства Ислама), чтение Крана, поминание Аллаха (зикр), мольба о
прощении грехов, мольба о помощи к Аллаху, обращение к защите Аллаха
(исти`аза), побуждение к одобряемому, запрещение порицаемого.
2) Поклонение делами: выдача закята (обязательного
пожертвования), милостыни (садака), удаление мусора и препятствий с дороги,
оказание благодеяний бедным, слабым, вдовам, сиротам, путникам и животным,
помощь тому, кто остался в тяжелом состоянии.
3) Поклонение сердцем: стыдливость, любовь к Аллаху, страх
перед Аллахом, надежда на Аллаха, упование на Аллаха, раскаяние за грехи
4) Поклонение, совершаемое одновременно словами, делами и
сердцем: например, молитва (намаз), паломничество (хадж) и пост (сыям).
Также человек свои повседневные дела может превратить в поклонение, если он делает их с намерением
получить награду от Аллаха. Надежда на награду от Аллаха превращает обычное
дело в поклонение.
Например, обеспечение семьи и детей является поклонением.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إذا أنفق الرجل على
أهله نفقة وهو يحتسبها كانت له صدقة
«Если человек расходует на свою семью, ожидая за
это вознаграждение от Аллаха, то это является милостыню». (Бухари, Муслим)
قال رسول الله صلى
الله عليه وسلم: ما أطعمت نفسك فهو لك صدقة وما أطعمت ولدك فهو لك صدقة وما أطعمت
زوجتك فهو لك صدقة وما أطعمت خادمك فهو لك صدقة رواه احمد
Воспитание детей, также является поклонением, поскольку
Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا
الَّذِينَ آَمَنُوا قُوا أَنْفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا
«О те,
которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня…» (Запрещение - 6).
Также выполнение своих обязанностей по отношению к творениям
тоже является поклонением. Примирение между конфликтующими сторонами –
поклонение. Помогать должникам в выплате долга – поклонение.
Даже за торговлю и стремление к заработку человек получает
награду, если он намеревался принести пользу людям.
Также человек получает награду за брак, если он намеревался
посредством него увеличить численность мусульман и обезопасить себя от
греховного.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
وَفِي بُضْعِ
أَحَدِكُمْ صَدَقَةٌ
«…и в
интимной близости есть милостыня».
Тогда люди удивились и спросили: «О, посланник Аллаха,
неужели мы получаем награду за то, что удовлетворяем свое желание?!» И сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Как вы думайте, если бы кто-нибудь удовлетворил свое желание
запретным путем, разве не было бы на нем греха? Вот так же, если он
удовлетворяет свое желание дозволенным путем, то он получает награду». (Муслим)
И даже обычные дела, без которых человек не может обойтись,
как сон и еда, являются причиной вознаграждения, если он намеривался
посредством этих дел укрепить себя в поклонении.
Таким образом, человек находится в постоянном поклонении.
Поэтому наше поклонение не ограничивается выполнением столпов Ислама. Человеку
следует знать, что все его поступки, слова и дела, являются поклонением, если
посредством них он стремился к довольству и Лику Аллаха.
Дата: 09.01.2013. Просмотров: 3096.