Новые лекции
Мультфильмы
|
 |
 |
 |
Что может помешать детям успешно учиться в школе?
Что может помешать детям успешно учиться в школе?
В
развитии детей, даже при отсутствии патологических нарушений (т. е. в
рамках медико-биологической нормы), имеется множество трудностей
психологического плана, приводящих к неуспешности учебной деятельности и
требующих своевременного обнаружения и коррекции. Жалобы же учителей и
родителей примерно одинаковы: «не хочет учиться», «учится ниже своих
возможностей», «не умеет учиться» и т. п. Подобные обращения обычно
связаны со следующими фактами из жизни детей:
1)ребенок с трудом включается в работу, часами сидит за заданиями, отвлекается, забывает вопрос задачи, едва начав ее решать;
2)ребенок
с трудом усваивает новый материал, плохо его запоминает, при пересказе
не выделяет существенного, нуждается в большом числе тренировочных
занятий.
Успешность обучения ребенка в школе связана с проблемой умения учиться.
Что же это такое - умение учиться?
Умеющими
учиться называют тех, кто способен учить себя, т. е. быть субъектом
обучения - активным началом учебной деятельности (Цукерман, 2000).
Очевидно,
что умение учиться - это способность личности так организовывать свою
учебную деятельность, чтобы максимально полно воспринимать и усваивать
учебную программу посредством оптимальных способов усвоения и
переработки предъявляемой информации. Следовательно - это способность
учащегося оптимально и адекватно требованиям школы строить свою учебную
деятельность. Но в реальной школьной практике обнаруживается, что
способности детей, связанные с организацией своей учебной деятельности,
простираются от уровня, когда они делают это полностью самостоятельно и
оптимально, до уровня, когда проявляется полное неумение это делать.
Способность учащегося строить свою учебную деятельность так, чтобы
добиться наивысшей успешности в обучении, - это и есть умение учиться.
Кратко остановимся на вопросе об условиях успешного освоения учебной деятельности.
Психологическая
структура учебной деятельности принципиально одинакова у младших
школьников и подростков, т. е. она состоит из тех же функциональных
звеньев и обслуживающих их психических процессов.
Однако,
как мы уже отмечали выше, в последние годы учителя в своей
педагогической практике все чаще сталкиваются с учащимися, которые
испытывают трудности при усвоении учебного материала с первых дней
обучения. Без выявления причин этих трудностей невозможна эффективная
работа по их преодолению. Соответственно затруднено психическое
развитие этих детей и их учебное продвижение, а тем более переход на
следующие ступени обучения. Но психодиагностика трудностей учения у
того или иного ребенка является только первым этапом помощи детям, а
вторым этапом является проведение адресно направленной
коррекционно-развивающей работы по предупреждению или преодолению тех
или иных трудностей в учении у детей 6-7 лет.[2]
Как
правило, в каждом классе есть и успевающие дети, и дети с самыми
различными проблемами обучения, однако чаще всего (причем у большинства
детей) эти проблемы в учении обусловлены недосформированностью
(недоразвитием) значимых для обучения психических функций
(регуляторно-когнитивных, личностных). Но достаточно часто встречаются и
дети, у которых при поступлении в школу обнаруживается то или иное
несоответствие «норме возрастного развития». Количество таких
дошкольников возрастает год от года.
Большинство
исследователей под комплексом психологической готовности к обучению
понимает определенный уровень развития трех сфер психического развития
ребенка:
- социально-эмоциональной;
- интеллектуальной;
- произвольной.
Кратко охарактеризуем каждую из них.
1.Социально-эмоциональная сфера. К
социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со
сверстниками и умение подчинять свое поведение как законам детских
групп, так и правилам, диктуемым условиями игры. Также сюда относят
способность исполнять роль ученика (т. е. готовность встать в роль
ученика и принять и удержать задачу учителя в полном объеме) в ситуации
школьного обучения.
2.Под интеллектуальной зрелостью понимается
дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включая
выделение фигуры из фона, различение близких по написанию букв или
цифр, умение работать по образцу; достаточно развитые и устойчивые формы
внимания: концентрация, переключение и распределение; аналитическое
мышление, выражающееся в способности анализировать условия, признаки
каких-то предметов, явлений и в возможности установления основных
логико-причинных связей между ними; в возможности выделения и
логического запоминания; сформированность пространственной ориентации и
тонкой моторики руки; сформированность зрительно-моторной и
слухо-речевой координации.
При
исследовании интеллекта с точки зрения готовности к школьному обучению
на первый план также должна выйти характеристика речи, т. е. уровня ее
сформированности, необходимого для начала обучения в школе, поскольку
развитие интеллекта (мышления) зависит от речевого развития.
Иными
словами, речевое развитие должно позволять ребенку свободно выражать
свои мысли (при хорошем словарном запасе), грамотно строить фразы (при
правильной артикуляции слов), понимать (при хорошем фонематическом
слухе) и воспроизводить услышанную речь.
3. Необходимый уровень сформированности произвольности определяется уровнем следующих умений детей:
- сознательно и в полном объеме принять (услышать и запомнить) задачу учителя;
- сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- ориентироваться на заданную систему требований, представленную в числовом, графическом или вербальном виде;
- самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Однако
помимо этих психологических блоков существуют еще два очень важных
параметра психического развития ребенка, необходимых для успешного
обучения в школе, без которых невозможно или очень затруднительно
обучение ребенка письму, чтению, выделению фигуры из фона, различению
близких по написанию букв, цифр, соотнесению и запоминанию различных
частей фигуры в пространстве и т. п. - это пространственная ориентация ребенка и развитие мелкой моторики руки.
Если
какой-то из блоков или параметров комплекса психологической готовности к
обучению в школе недостаточно сформирован к моменту поступления ребенка
в школу, это будет тормозить и препятствовать успешному вхождению
ребенка в школьную (учебную) жизнь и не позволит перейти к
систематическому школьному обучению.
Дата: 02.03.2012. Просмотров: 2036.
|
 |
 |
 |
Хадис
 Пророк Мухаммад
сказал:
«Родственные связи, подвешенные к трону Аллаха, говорят: “Аллах наградит того, кто поддерживает нас, и порвёт с тем, кто порывает нас».
Наставление имама
А вы уже читали эту книгу?
|