Рассылка
Новые лекции









Мультфильмы
История волка и Пророка Юсуфа 1, 2 части


Что может помешать детям успешно учиться в школе?

Главная страница / Родителям / Полезные статьи

 Что может помешать детям успешно учиться в школе?

В развитии детей, даже при отсутствии патологических нарушений (т. е. в рамках медико-биологической нормы), имеется множество трудностей психологического плана, приводящих к неуспешности учебной деятельности и требующих своевременного обна­ружения и коррекции. Жалобы же учителей и родителей примерно одинаковы: «не хочет учиться», «учится ниже своих возможностей», «не умеет учиться» и т. п. Подобные обраще­ния обычно связаны со следующими фактами из жизни детей:

1)ребенок с трудом включается в работу, часами сидит за заданиями, отвлекается, забывает вопрос задачи, едва начав ее решать;

2)ребенок с трудом усваивает новый материал, плохо его запоминает, при пересказе не выделяет существенного, нуждается в большом числе тренировочных занятий.

Успешность обучения ребенка в школе связана с проблемой умения учиться.

Что же это такое - умение учиться?

Умеющими учиться называют тех, кто способен учить себя, т. е. быть субъектом обучения - активным началом учебной деятельности (Цукерман, 2000).

Очевидно, что умение учиться - это способность личности так организовывать свою учебную деятельность, чтобы максимально полно воспринимать и усваивать учебную про­грамму посредством оптимальных способов усвоения и переработки предъявляемой инфор­мации. Следовательно - это способность учащегося оптимально и адекватно требованиям школы строить свою учебную деятельность. Но в реальной школьной практике обнаружи­вается, что способности детей, связанные с организацией своей учебной деятельности, про­стираются от уровня, когда они делают это полностью самостоятельно и оптимально, до уровня, когда проявляется полное неумение это делать.

       Способность учащегося строить свою учебную деятельность так, чтобы добиться наивысшей успешности в обучении, - это и есть умение учиться.

Кратко остановимся на вопросе об условиях успешного освоения учебной деятельно­сти.

Психологическая структура учебной деятельности принципиально одинакова у млад­ших школьников и подростков, т. е. она состоит из тех же функциональных звеньев и обслу­живающих их психических процессов.

Однако, как мы уже отмечали выше, в последние годы учителя в своей педагогической практике все чаще сталкиваются с учащимися, которые испытывают трудности при усвое­нии учебного материала с первых дней обучения. Без выявления причин этих трудностей невозможна эффективная работа по их преодолению. Соответственно затруднено психиче­ское развитие этих детей и их учебное продвижение, а тем более переход на следующие сту­пени обучения. Но психодиагностика трудностей учения у того или иного ребенка является только первым этапом помощи детям, а вторым этапом является проведение адресно напра­вленной коррекционно-развивающей работы по предупреждению или преодолению тех или иных трудностей в учении у детей 6-7 лет.[2]

Как правило, в каждом классе есть и успевающие дети, и дети с самыми различными проблемами обучения, однако чаще всего (причем у большинства детей) эти проблемы в уче­нии обусловлены недосформированностью (недоразвитием) значимых для обучения психи­ческих функций (регуляторно-когнитивных, личностных). Но достаточно часто встречаются и дети, у которых при поступлении в школу обнаруживается то или иное несоответствие «норме возрастного развития». Количество таких дошкольников возрастает год от года.

Большинство исследователей под комплексом психологической готовности к обуче­нию понимает определенный уровень развития трех сфер психического развития ребенка:

  • социально-эмоциональной;
  • интеллектуальной;
  • произвольной.

Кратко охарактеризуем каждую из них.

1.Социально-эмоциональная сфера. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение как законам дет­ских групп, так и правилам, диктуемым условиями игры. Также сюда относят способность исполнять роль ученика (т. е. готовность встать в роль ученика и принять и удержать задачу учителя в полном объеме) в ситуации школьного обучения.


2.Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включая выделение фигуры из фона, различение близких по напи­санию букв или цифр, умение работать по образцу; достаточно развитые и устойчивые формы внимания: концентрация, переключение и распределение; аналитическое мышле­ние, выражающееся в способности анализировать условия, признаки каких-то предметов, явлений и в возможности установления основных логико-причинных связей между ними; в возможности выделения и логического запоминания; сформированность пространствен­ной ориентации и тонкой моторики руки; сформированность зрительно-моторной и слухо-речевой координации.

При исследовании интеллекта с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план также должна выйти характеристика речи, т. е. уровня ее сформированности, необходимого для начала обучения в школе, поскольку развитие интеллекта (мышления) зависит от речевого развития.

Иными словами, речевое развитие должно позволять ребенку свободно выражать свои мысли (при хорошем словарном запасе), грамотно строить фразы (при правильной артику­ляции слов), понимать (при хорошем фонематическом слухе) и воспроизводить услышан­ную речь.

3. Необходимый уровень сформированности произвольности определяется уровнем следующих умений детей:

  • сознательно и в полном объеме принять (услышать и запомнить) задачу учителя;
  • сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • ориентироваться на заданную систему требований, представленную в числовом, гра­фическом или вербальном виде;
  • самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Однако помимо этих психологических блоков существуют еще два очень важных пара­метра психического развития ребенка, необходимых для успешного обучения в школе, без которых невозможно или очень затруднительно обучение ребенка письму, чтению, выделе­нию фигуры из фона, различению близких по написанию букв, цифр, соотнесению и запо­минанию различных частей фигуры в пространстве и т. п. - это пространственная ориен­тация ребенка и развитие мелкой моторики руки.

Если какой-то из блоков или параметров комплекса психологической готовности к обучению в школе недостаточно сформирован к моменту поступления ребенка в школу, это будет тормозить и препятствовать успешному вхождению ребенка в школьную (учебную) жизнь и не позволит перейти к систематическому школьному обучению.

Дата: 02.03.2012. Просмотров: 2036.


Хадис
Пророк Мухаммад
сказал:

«Родственные связи, подвешенные к трону Аллаха, говорят: “Аллах наградит того, кто поддерживает нас, и порвёт с тем, кто порывает нас».


Наставление имама



А вы уже читали эту книгу?
Правильное исламское воспитание





Как помочь в развитии сайта?

© ©
Дизайн сайта — Студия Ариф