Рассылка
Новые лекции









Мультфильмы
История "асхабу сабт"


Период дошкольного детства (5-6 лет)

Главная страница / Родителям / Полезные статьи


Этот период не имеет четких границ и заканчивается, к сожалению, не ко времени воз­растного созревания ребенка, а с началом школьного обучения. Для этого периода характерны свои особенности роста, заболеваний, психического развития, взаимоотношении с детьми к взрослыми. Для него характерно первое физиологическое вытяжение, замедление прибавки веса. Увеличивается длина конечностей, появляется рельеф мышц, ме­няются молочные зубы. "Интенсивно развивается мышление, в том числе и абстрактное, способности к обобщению и простейшим классификациям (цвет, размер, форма, птички, растения). Усложняются игровые процессы, развиваются трудовые навыки. Повышенная любознательность, период "почемучек".

Ведущим в общении становится познавательный мотив. Дети об­рушивают на взрослых лавину вопросов. Взрослый выступает перед ре­бенком в новом качестве - как эрудит, способный развеять его сомнения, дать нужные сведения,  обеспечить нужной информацией.

Значительно улучшается память. Считают, что развитие общих умственных способностей человека на 50% происходит в течение первых четырех лет жизни, на 1/3 - между 4 и 8 годами, а осталь­ные 20% - между 8 и 17 годами. (А.П.Пигалов).

По данным медиков на этот ранний возраст падает самая большая нагрузка, а потому любые неблагоприятные факторы окружающей среды могут вызвать тяжелые повреждения центральной нервной системы. Только к 8 годам кора головного мозга ребенка по строению станет похожей на хору взрослого человека.

Игры приобретают абстрактный характер. Сначала они повторяют ситуации быта и жизни взрослых и являются важнейшей деятельностью, организующей опыт, жизнь, взаимоотношения. Повышенную любознательность и стремление к подражанию можно максимально использоваться для обучения, но увы... Чаще всего повышенная любознательность детей, нарушая наш покой, начинает нас раздражать. Мы резко обрываем вопросы и гасим их любопытство, чтобы впоследствии, когда этот период любознательности пройдет и сам по себе, и с нашей помощью, усиленно искать решение задачи, как развить познавательный интерес, нами же убитый.

В игре детей этого возраста все отчетливей выступает опре­деленный замысел проявляется творческое воображение. В игре отра­жаются впечатления детей от окружающего, развивается их ум, водя, чувства, волевые качества, расширяются и совершенствуются их коллективные связи. Именно в игре дети лучше, чем под действием ваших запретов, обучаются и приучаются подчинять свои действия определенным правилам, договариваться друг с другом. Игра оттачивает координацию движений, формирует индивидуальный интерес и увлечения.

" Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как разговариваете с другими людь­ми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы об­ращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в вашем тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы и хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы ос­корбляете мать, вам уже не надо думать о воспитании: вы уже воспи­тываете своих детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут" (А.С.Макаренко).

Уже к 4-м годам ребенок достигает максимальной остроты зрения и готов к начальному чтению. В последующие годы только совершенствуется восприятие цветовых оттенков и дистанций. Но мышцы, регулирующие дистанционную остроту зрения, ещё слабы. Нельзя долго читать и рассматривать картинки или мультфильмы, необходимо чередовать смотрение вдаль и вблизь, иначе разовьется близорукость. Хорошо развит слух, появляется чувство ритма. К 6-7 годам формирует­ся грудной изгиб, поясничный - в школьные годы, позже. Недостаток белка, витаминов А, С, В, Д, минеральных веществ (фтор, марганец,  магний, цинк, кальций, фосфор) приводит к размягчению и изменению костей, нарушению осанки. К тому же приводит и недостаток движения.

Гипертрофия мигдалин, появление адениодов ведет к снижению памяти и внимательности, головным болям, быстрому утомлению. Может снижаться аппетит,  что вызывается однообразным питанием «недостат­ком витаминов группы В, С, избыточность содержания белков, жиров, углеводов, применением лекарственных препаратов, невротическими состояниями, насильственным кормлением. Иногда имеет место индивидуальная непереносимость ребенком определенного состава пищи.

Впервые начинают обсуждаться проблемы, не связанные напря­мую с общением ребенка и взрослого, т.е. общение, по утверждению М.Лисиной, начинает носить и внеситуативный характер. Уже к 4-м годам дети умели сопоставлять предметы по длине, высоте, появилось элементарное математическое представление, склонность к рассказы­ванию выдуманных историй, в которые сам ребенок искренне верит.

К 6-ти годам ребенок приобретает способность понимать по­ставленную задачу, самостоятельно выполнять её или договариваться  с  детьми о сотрудничестве.

Это возраст характеризуется высокой нетерпеливостью (непе­реносимостью ожидания), которая требует специально организованное деятельности по выработке у детей запаздывательного торможения. Сформированность внутреннего торможения (способности ждать, об­думывать, тормозить свои эмоции и желания, действия) приобретает наибольшее значение при переходе к школьному обучению. Торможение лежит в основе самокоррекции деятельности, и его надо специально тренировать. Без него невозможно обучить детей чтению и письму, рисованию, трудовым навыкам, сформировать исполнительность, точность, дисциплинированность. Условием эффективности его отработки являет­ся низкий уровень возбуждения, спокойный, доброжелательный тон и темп, отсутствие окриков, упреков, неумеренных похвал одним в про­тивовес другим.                                                                                                                             

Обостряются чувствительность ребенка к тому, как окружащие воспринимают его действия и поступки, к похвале, взрастают требования к реагированию взрослого на его действия и поступки, стилю и тону общения с ним. Всегда уместны похвалы добрым действиям и неуместны и даже вредны похвалы внешности, одежде ребенка, т.е. тому, что им незаслужено.

Отмечается слабость и неуравновешенность нервных процессов, высокая возбудимость, отрицательное действие постоянной и жесткой опеки, поучений взрослого, особенно связанных с угрозами. Ребенок, которого без конца поучают, - пишет А.И.Захаров, - как бы приучается беспокоиться по поводу того, что может произойти, вместо того, чтобы активно и уверенно искать выход из  любого  положения.

Обостряется эмоциональная чувствительность на конфликты взро­слых, резкая реакция на запреты с интонацией излишней строгости.

Слово ещё не приобрело для ребенка значения, регулирующего деятельность требовать от него каких-либо обещаний "больше так не делать" или " делать так-то" ,значит приучать его лгать. Ребенок не способен помнить и выдержать соблазны и нарушает обе­щание, приучаясь к тому, что слово можно нарушать и не нарушать его просто не получается. Упрямство ребенка, который молчит и отказы­вается давать требуемое взрослым обещания, Я.Корчак называет первым проявлением честности ребенка, который понимает, что выполнить требуемое вряд ли сможет - отвлечется, забудет, заиграется.

            Дети хотят похвал и не хотят мириться с замечаниями. Понять их они ещё не всегда могут, отнести их к своему поступку - тоже, поэтому заявление "ты рисуешь плоха" воспринимают как плохое от­ношение к нему самому ("ты плохой"), т.е. как личную обиду. Для этого возраста характерно стремление к уважению взрослого, высо­кая обидчивость. Ребенок испытывает большую неуверенность, всту­пая в общении со взрослыми в область умозрительных заключений. Он теряет опору на привычную, чувственно воспринимаемую наглядность. Начинает рассуждать о пока неизвестных ему абстрактных по­нятиях, рассуждать по-детски нелепо, и очень важно, чтобы взрослые не потешались и не умилялись этими нелепицами ребенка, а серьез­но воспринимали бы их как первые попытки самостоятельного мышления. Для ребенка это действительно первые самостоятельные рассуждения, создание новых для него образов  и умозаключений нужно отнестись к ним с должным признанием.

             Но вспомните, как весело мы смеемся над первыми опытами проявления творческого мышления ребенка, хотя видим, что ему совсем нё смешно, с какой охотой мы при ребенке рассказывав об этом посторонним, чтобы посмешить и умилить их, не подозревая, какую трав­му наносим самолюбию ребенка, какой удар по развитию его самостоя­тельного мышления в будущем и какое недоверие к нам, предателям его сокровенных мыслей и чувств, мы при этом рождаем.

Показателем их признания взрослыми дети считают похвалу. Усиленная обидчивость детей этого возраста, считает М.Лисина, это не чисто индивидуальная особенность, а возрастной феномен, кото­рый в этом возрасте наблюдается практически у всех детей, хотя и не в одинаковой форме. Потребность детей в уважении и внима­нии может стать серьезной основой для нарушений в поведении ребенка и его деятельности. Это начинает проявляться в упрям­стве и плаксивости. В. Леви приводит случаи, когда ребенок специ­ально провоцирует наказание, чтобы только обратить на себя внимание взрослых, обделяющих его этим вниманием.

Появляется тяга к словотворчеству, к игре со словом. Дошкольник не только используют слово, но и превращают его в особый объект изучения.

Дата: 21.02.2012. Просмотров: 1664.


Всего комментариев: 1
1 Biggs  
0
My problem was a wall until I read this, then I ssmhaed it.

Имя *:
Email *:
Код *:
Хадис
Пророк Мухаммад
сказал:

«Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его(попытки делать нечто непосильное для себя, всегда приводят к нежелательным последствиям)».


Наставление имама



А вы уже читали эту книгу?
Аль-аджуррумия или синтаксис арабского языка для начинающих





Как помочь в развитии сайта?

© ©
Дизайн сайта — Студия Ариф