К 6-7
годам заканчивается эмоциональное развитие. На первый план выходит
интеллектуальное развитие, в первую очередь развитие мышления. Особенно
высока способность к воображению, умение ставить себя на место другого
человека. Эта способность так велика, что ребенок начинает врать,
ударяется в буйные фантазии, которые надо подправить, но за которые ни в
коем случае нельзя упрекать и наказывать.
Для
ребенка уже не столько важна сама похвала, ему надо убедиться в
совпадении своих взглядов со взглядами взрослых - именно это убеждает
его в их правильности. Ребенок уже не спешит возражать взрослым. Он
чутко настраивается на их волну и старается лучше их понять, найти
причину, почему те думают не так, как он, почему думают так, а не иначе.
Он огорчается, если действовал неверно «и охотно соглашается внести
поправки в свою работу, изменить свое мнение и отношение, чтобы достичь
общности взглядов и оценок со взрослыми. Благодатнейшая пора для
правильного воспитания и опаснейшая для неправильного!
Стремление
к общности взглядов со взрослыми дает детям основу для принятия
нравственных понятий. Повышается их восприимчивость к воспитательным
воздействиям, что благоприятствует быстрому усвоению наставлений
взрослых. Ребенка начинают интересовать
сложные отношения между людьми. В их отношениях он черпает материал для
игр, наблюдает и пытается воспроизвести все оттенки их отношений,
получая первые уроки приспособленчества и лицемерия, когда взрослые
начинают запрещать вести себя так, как ведут они, они.
По
наблюдаемым фактам дети усваивают новые знания. Если вы играете с
ребенком в школу, то этим готовите его к школьным условиям и помогаете
ему адаптироваться в них.
Особенно
возрастает необходимость и целесообразность деловых игр, направленных
на обучение, воспитание и развитие ребенка .формирование их отношений и
ценностных ориентации, связанных с отождествлением ребенка с разными
типами придуманных им героев.
Ребенок
с интересом относится к заданиям взрослых, если они не даются
раздраженным тоном и не сопровождаются угрозами. Чем интереснее задание,
тем легче ребенок с ним справляется.
Особой помехой в развитии ребенка является задания, выполнение которых вызывает критические замечания и отрицательные оценки взрослых. Обостренная
потребность в уважительном отношении вызывает обиды. Даже на вполне
доброжелательное замечание ребенок, если он очень старался, может
отреагировать слезами, спорами и отказом от дальнейшей деятельности,
причем может появиться устойчивая неприязнь к ней.
Но если отношения со взрослыми доброжелательны и доверительны, то дети относятся к их замечаниям с повышенным вниманием, стараются увидеть свои ошибки и промахи их глазами, охотно вносят
изменения в свое поведение и деятельность. Настроенность на взрослого
помогает смотреть и слушать, запоминать, стараться делать лучше,
исправлять допущенные промахи.
Лот почему детские психологи обращают особое внимание на
формирование коммуникативной готовности ребенка к школьному обучению в
предварительных играх со взрослыми. Тем более, что не все дети к шести и
даже к семи годам способны к внеситуативным, т.е. непредметным
контактам со взрослыми, к замене физического контакта на деловое
сотрудничество, к переходу от примитивных манипуляций к процессуальным
обучающим играм.
Период 6-9 лет является еще одним критическим периодом в жизни ребенка, усугубляемый переходом к школьной жизни, ломкой привычной
жизнедеятельности, изменением её содержания, адаптацией к новым
условиям, режиму деятельности. Резко снижается количество движения.
меняется поза, в которой ребенок теперь начинает проводить значительную
часть своего времени.
Критическое обострение всех реакций поведения проходит на несколько ином уровне, чем при первой ломке в 3/3,5 года. «Ты сам ничего не умеешь! Ты не знаешь, дядя Саша знает лучше! Учительница
сказала…! Не одену!…» И как раз в это тяжелое для ребенка время
начинает стремительно и неотвратимо нарастать объем наших требований к
ребенку, когда он так нуждается в щадящем эмоциональном режиме.
Ребенку
приходится снова доказывать себе и вам, хотя это упрямство не вам
назло, что он является если не распорядителем, то хотя бы совладельцем
своего "я", что кроме бесконечного "надо" за ним остается право на
"хочу" и "нехочу".
Рецидивы
упрямства и всеотрицания будут происходить каждый раз, когда ребенок
будет чувствовать себя ущемленным в своих правах, пусть маленьких, но
для него драгоценных. Всякое скверное состояние духа будет выходить
наружу, выводя подавляемые побуждения. Если в это время пережать "надо" и
подавить "хочу", может не состояться ни настоящая учеба, ни настоящая
личность. Но если не дожать, дать полную свободу - то же самое (В.Леви).
В
эти критические периоды ослабляется сопротивляемость организма
заболеваниям и психическим нагрузкам. Ребенок худеет, может выглядеть
бледным, и родитель тут же делает вывод: «Мало ест!». И начинается самое
изощренное мучение ребенка - пищевое насилие, самое страшное насилие
над личностью по мнению известного детского психиатра В.Леви.
В
поведении ребенок этого возраста уже следует не тому примеру, который
перед ним ставят, а тому, который он сам выбирает. Кто интереснее, кто
приятнее, кто проникновеннее, тот и проникнет в душу, тот и станет
примером. И уж конечно не тот, кто без конца ворчит, указывает,
приказывает, ругает и отчитывает, а тот, кто мужественно и храбро не
подчиняется взрослому, борется за свои права, проявляет независимость,
протестует так, как хотелось бы протестовать ему, да храбрости нехватает
- т.е. как раз те самые трудные подростки, от влияния которых тебе
хотелось бы оградить ребенка.
В.Леви
особо обращает внимание на недопустимость физических наказаний детей, а
особенно наказаний хладнокровных и отсроченных. Ребенок до семи лет,
если наказывается не сразу в момент совершения проступка, вообще не
способен понять, за что его наказывают - он уже забыл о проступке, и ему
кажется, что он его не совершал. И когда ребенок исступленно
доказывает родителю, что он не брал, не делал, не проливал, он чаще
всего не врет, а действительно в этом уверен. Наказание он принимает как
незаслуженное, и пользы от такого наказания нет. У ребенка старше семи
лет уже спустя небольшое время связь между причиной и следствием настолько смутная, что наказание не связывается с проступком и не имеет смысла.
Огромное
значение в младшем, а особенно в критическом возрасте, имеет повышенная
внушаемость детей. Нет ничего вреднее, чем внушать плохое и тревожное
«Машина задавит! Милиционер заберет! Собака укусит! Заболеешь!». И
ребенок начинает панически бояться темноты, улицы, одиночества. Этот
страх отравляет ему всю детскую радость от самой жизни, да и потом
бывает трудно освободить
ребенка от разрушительного влияния таких предостережений. Они остаются
и во взрослом как привычка всего опасаться, повышенная тревожность.
Даже если ребенок сейчас не отреагирует, отрицательное внушение сделает
свое дело. Сейчас он не испугался, потому что рядом была мама, но страх,
ужас, ненависть проснутся в нем в другое время, в другом месте, в
других условиях. И, одно из самых славных в воспитании: критикуя,
никогда не переходи на личность ребенка и не внушай ему плохое о нем,
иначе много шансов за то, что именно таким он и станет.
Возрасты
упрямства совпадав с периодом скрытности. Она выражается в отказе
вступать в контакты, в сопротивлении общению. При навязчивости
окружающих может перейти в черту характере... Нет прощения взрослому,
лезущему без спроса в детский дневник, вскрывающему письма,
подглядывающему. Это страшнее, чем убить, искалечить (Я.Корчах).
Уже
после 7 лет остерегайтесь прямых вопросов по темам: самочувствие,
самооценка, отношения со сверстниками, отношение к вам, любовь, страхи,
мечты. Проявляйте наблюдательность и деликатность. Чем важнее для
ребенка тема, тем осторожнее подходите.)
Дата: 02.03.2012. Просмотров: 1941.