Самостоятельный малыш гораздо легче адаптируется к детскому саду, нежели ребёнок, зависимый от родителей.
Самостоятельность -это качество, несущее в себе множество позитивных моментов:
-малыш чувствует, что он может влиять на сложную для него ситуацию. Это значит, что он управляет ею;
-ребёнок,
самостоятельно справляющийся с разными задачами (будь то еда, рисование
или надевание ботинок), чаще получает похвалы от взрослых, и это
поднимает его самооценку;
-как правило, стремление к самостоятельности позитивно влияет на развитие интеллекта ребёнка.
Есть
золотое правило воспитания: то, что ребёнок может сделать сам, он
должен делать самостоятельно (убрать игрушки, снять кофточку, пойти в
туалет, пить из чашки). Это не значит, что вам не следует ему
помогать, когда он просит о помощи. Но вы не должны это делать за него!
Малыш
впервые взял в руки ложку? Отлично! Даже если вся кухня будет
забрызгана кашей или супом, потерпите. Через месяц кроха начнёт
виртуозно с ней управляться. Малыш сам хочет завязать шнурки? Отлично!
Ничего, что он долго возится с ними! Если не практиковаться, как ещё
можно научиться что-то делать самостоятельно?
В чём проявляется самостоятельность:
- малыш сам может поставить цель, придумать, чем заняться, куда идти, с кем играть;
- ребёнок хочет выполнить что-то без посторонней помощи («Сам надену шорты», «Сам включу воду», «Сам построю башню»);
-малыш
может спланировать свою деятельность (речь идёт об элементарном
планировании: «Хочу рисовать. Нужна бумага и карандаши», «Давай
построим гараж. Принеси кубики»);
-ребёнок
осуществляет задуманное и получает результат (например, собирает из
пазлов картинку или убирает игрушки перед тем, как вы начинаете читать
ему книжку);
-малыш
может проявить инициативу, творчески подойти к решению возникшей на
пути к цели проблемы (если надо полить цветок, а вода в лейке
закончилась или лейка куда-то запропастилась - найдёт стакан, чашку, бутылочку, наберёт воды и т. п.).
Подготавливая
малыша к детскому саду, поощряйте любое проявление им
самостоятельности: в одевании, уборке своей комнаты, придумывании
занятий.
Вот что могут делать самостоятельно дети разного возраста:
-в
1,5 года малыш просится на горшок, любит умываться, держит ложку в
кулачке и пьёт из чашки, практически не проливая её содержимое;
-в
2 года аккуратно ест как твёрдую, так и жидкую пищу, не проливает на
себя суп; умываясь, трёт ладошки одна о другую, умывает личико, может
вытирать руки полотенцем; знает, где должны лежать игрушки, одежда;
умеет самостоятельно натягивать носки, шапку, обувь;
-в 2,5 года может практически полностью самостоятельно одеваться и раздеваться, может застегнуть 1-2 пуговицы;
-в
3 года пользуется салфеткой и носовым платком, аккуратно ест
(правильно держит ложку, не обливается), ждёт за столом, пока все
поедят; совершенно самостоятельно одевается и раздевается; знает, где
находятся игрушки и другие предметы; может выполнять простые поручения,
состоящие из 2—3 последовательных действий; умеет здороваться, говорить
«спасибо», вытирать ноги.