Американский опыт исламских школ
Мусульмане в Соединенных Штатах крайне многообразны в своем
этническом, культурном и географическом происхождении. Ни одна страна в
мире не может похвастаться таким многообразием мусульманского
сообщества. Количество исламских школ в США за последние 20 лет
увеличилось более чем вчетверо. В 1987 г. в стране насчитывалось только
50 исламских школ, а теперь их свыше 300. По данным Лиги исламских школ
Америки, в них обучается около 45 000 учеников. Как ожидается,
популярность этих школ продолжит расти по мере увеличения религиозной
сознательности мусульманского сообщества.
Кроме того, за последние 2-3 десятилетия американская мусульманская
община динамично разрасталась в размерах. Согласно усредненным оценкам,
это молодое по возрасту сообщество увеличивается на 4-6% в год. Мы
должны задаться целью - научить своих детей быть мусульманами и
американцами одновременно, не отказываясь ни от одной из этих
идентичностей.
Большая часть американских детей посещает государственные школы. В
государственном образовательном секторе существуют альтернативы, такие
как привилегированные школы и школы с углубленным изучением предметов.
Существуют также частные школы, в т.ч., исламские, католические и
неконфессиональные. Признанной методикой считается и домашнее обучение –
для этого существуют виртуальные школы.
Для большинства американских родителей поиск альтернативных форм
образования требует значительных финансовых вложений. Поэтому их выбор
основывается главным образом на трех критериях: продвинутости школьной
программы, социальном климате и религиозных/моральных соображениях. Как
ни странно, исследования показывают, что главным фактором все же
является степень продвинутости учебной программы.
Полноценные исламские школы для США относительная новинка, они
появились за последние 2-3 десятилетия. Однако после событий 11 сентября
они попали под пристальный контроль, а из-за своей заметности они даже
стали предметом докторских диссертаций.
Многие школы, созданные в США, импортируют из-за рубежа учебники,
которые распространяют бесплатно или продают за копейки, и
неэффективность этой практики очевидна. Нам необходимо создать исламскую
образовательную среду, которая использует современные продвижения науки
и технологии.
История исламских школ в США
Первая исламская школа в США была открыта в 1928 г. в Бруклине шейхом
Даудом Фейсалом. Он пользовался поддержкой мусульманских ученых
Иордании и Саудовской Аравии и работал преимущественно с
новообращенными-афроамериканцами. Однако сейчас никаких следов этой
школы не осталось, возможно, она закрылась из-за финансовых затруднений.
Позже сестра Клара Мухаммад открыла более успешные школы, которые
действуют и сейчас. Они были созданы Нацией Ислама и впоследствии стали
традиционными суннитскими школами, когда попали под руководство Вариса
Дийна Мухаммеда.
Мотивы создания таких школ нам прекрасно известны – это и проблема
половых связей, и насилие в бедных кварталах, и недостатки учебной
программы. Эти мотивы согласуются со статусом исламских школ, которые
доносят до учеников религию и охраняют их от общественно опасных
явлений, таких как наркотики, расизм и добрачные связи.
Педагогика
Благодаря исследованиям мозговых и познавательных процессов теперь мы
знаем, как обучаются дети. Если бы мы обратили внимание, мы бы увидели,
что исследования подтверждают смысл Сунны Пророка (мир и благословения
ему) – ребенку нужна безопасная и наполненная любовью среда для
обучения.
Мухаммад (мир и благословения ему) был известен всем как любящий
отец, дед и учитель. Он с добротой разговаривал с детьми, относился им
согласно их возрасту, а также менял свое обращение к ним по мере их
взросления. Он никогда не использовал запугивание в качестве инструмента
обучения.
Парадигма
Крайне важным компонентом исламских школ является создание новой
парадигмы образования, которая полностью интегрировала бы исламские
убеждения и ценности в учебную программу.
К сожалению, нынешнее исламское образование имитирует светскую
систему, фрагментируя знания и превращая их в отдельные сегменты. К
примеру, математика сама по себе не связана с исламскими ценностями.
Однако такой предмет, как статистика и теория вероятности, можно увязать
с обсуждением темы азартных игр и показать ученикам возможный вред от
этого, когда люди теряют жилье и даже семьи.
Такая парадигма интегрирования исламских ценностей в учебный курс
обеспечит детей пониманием того, что Ислам входит в каждую сферу нашей
жизни.
Перевела с английского Зарина Саидова специально для Ансар.Ru
Дата: 11.04.2013. Просмотров: 1291.
|