Уважение к старшим
Хвала Аллаху Господу миров, мира и благословения Посланнику Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества достойного
поклонения кроме Аллаха, нет Ему сотоварища, а так же свидетельствую что
Мухаммад, Его раб и посланник.
Ислам призывает и учит людей
уважению старших, выказывая им должный почет и уважение, и запретил доставлять
им вред или выказывать перед ними свое превосходство. Пророк сказал:
ليسَ مِنَّا مَنْ لمْ يرحَمْ صغيرَنا
ويُوَقِّرْ كبيرَنَا ويَعْرِفْ
لعَالِمِنَا حَقَّهُ
«Не из нас (то есть не по нашему
пути идет) тот, кто не выказывает милости нашим молодым и не уважает наших
старших и не знает права нашего ученого». (Табарани)
Так же в другом хадисе Пророк (с.г.с) говорит:
مَا أَكْرَمَ شَابٌّ شَيْخًا لِسِنِّهِ
إِلَّا قَيَّضَ اللَّهُ لَهُ مَنْ يُكْرِمُهُ عِنْدَ سِنِّهِ
«Если молодой человек оказывает пожилому
старику почет, то Аллах пошлет ему того, кто будет заботиться о нем самом в
старости». (Тирмизи)
Когда мы выказываем уважение к
старшим, тем самым мы выказываем уважение к Аллаху. Посланник Аллаха сказал:
إِنَّ مِنْ إِجْلالِ اللَّهِ إِكْرَامَ
ذِي الشَّيْبَةِ الْمُسْلِمِ
«Выказывать уважение по отношению к седому мусульманину
является возвеличиванием Аллаха» (Абу Давуд)
Посланник Аллаха велел проявлять
уважение к старшим в застолье, в собраниях, отдавать предпочтение в дарении
подарков. Передается от Ибн Умара (р.г)
что Пророк сказал:
«Я видел во сне себя самого, пользующегося
мисваком. И ко мне подошли двое, один из них был старше, другой молодой. Я
предложил мисвак молодому, и мне было сказано: Старшему! И я передал мисвак
старшему». (Муслим)
Пророк Мухаммад сказал: «Благодать
с вашими старшими» (Ибн Хиббан 559).
Выдающийся богослов средневековья
Абдуль-Кадир аль-Ханбали дал следующее разъяснение вышеуказанному хадису:
«Старшие – это разбирающиеся в ситуациях. Находиться в их обществе и следовать
за их мнением является благодатью» («Шарх аш-Шихаб» 48)
У старейшин больший жизненный опыт,
и знания, накопленные на протяжении многих лет. Поэтому по исламской этике
старших всегда следует предпочитать, и начинать после них, когда вы приступаете
к еде и питью, дожидаться и пропускать их вперед на входе или выходе, и уделять
им те места, которые им удобны и которого они заслуживают, учитывая их возраст
и жизненный опыт. Посланник Аллаха
сказал:
أمرني جبريل أن أقدم الأكابر
«Ангел Джабраиль повелел мне
отдавать предпочтение к старшим». (Абу
Бакр аш – Шафиги)
И Пророк следовал этому, и сахабы тоже, это являлось
частью их поведения и манер.
Так же, в вопросе предводительства в
молитве, Посланник Аллаха сказал:
يَؤُمُّ الْقَوْمَ
أَقْرَؤُهُمْ لِكِتَابِ اللَّهِ وَأَقْدَمُهُمْ قِرَاءَة،ً فَإِنْ كَانَتْ
قِرَاءَتُهُمْ سَوَاءً فَلْيَؤُمَّهُمْ أَقْدَمُهُمْ هِجْرَةً، فَإِنْ كَانُوا فِي
الْهِجْرَةِ سَوَاءً فَلْيَؤُمَّهُمْ أَكْبَرُهُمْ سِنًّا
«Предводительствует в молитве тот, кто
лучше знает Коран, если их чтение одинаковы, то тот, кто раньше совершил
переселение, и если в этом они одинаковы, то тот, кто старше по возрасту».
(Муслим)
Это же относится и к формированию
рядов за имамом в молитве, когда молодые уступают место впереди или в центре
старшим, и располагаются позади или ближе к краю ряда. Таким образом сама по
себе молитва демонстрирует принципы уважения старших в Исламе, и Посланник
Аллаха тщательно обучал этому
сподвижников, а так же тому, что молодые должны стараться первым приветствовать
старших и в разговоре предоставлять им первое слово. Пророк Мухаммад (с.г.с)
сказал:
يُسَلِّمُ الصَّغِيرُ
عَلَى الْكَبِيرِ، وَالْمَارُّ عَلَى الْقَاعِدِ، وَالْقَلِيلُ عَلَى الْكَثِيرِ
"Младший приветствует старшего, идущий
– сидящего, а меньшая – большую". (Бухари)
«Однажды к Пророку пришли три человека, и самый младший из них,
по имени Абдуррахман начал говорить, и Посланник Аллаха тут же остановил его,
сказав: "كَبِّرْ الْكُبْرَ"
«Со
старших! Со старших!». (Бухари)
То есть он имел в виду пусть старший из них
первым выскажется.
Одним из величайших аспектов Корана
является то, как он говорит об отношении к старшим, особенно к родителям, когда
они уже в том возрасте, когда они особенно нуждаются в заботе и любви ближних.
И обязанность детей проявить заботу о тех, кто столько лет брал их под свое
крыло. Аллах сказал в Коране:
فَلا تَقُلْ لَهُمَا أُفٍّ وَلا
تَنْهَرْهُمَا وَقُلْ لَهُمَا قَوْلاً كَرِيماً
«Если один из родителей или оба
достигнут старости, то не говори им: «уф!» (то есть я устал от тебя) – не кричи
на них и говори приятные слова.
(аль-Исра - 23).
Имам ас-Судди в отношении слов: "не
говори им: «уф!»", сказал: "И если Аллах запретил говорить
родителям (даже) уф, то, что можно сказать о чем-либо ином?!"
По этому пророк Мухаммад (с.г.с)
сказал:
بَرُّوا آبَاءَكُمْ
تَبَرَّكُمْ أَبْنَاؤُكُمْ
«Если вы будете хорошо относиться к
своим родителям, то и ваши дети будут хорошо относиться к вам, когда вы станете
старыми».(Хаким слабый хадис)
Но его подкрепляет аят Корана:
هَلْ جَزَاءُ الإِحْسَانِ
إِلَّا الإِحْسَانُ
«Воздают ли за добро иначе, чем добром?»
Если человеку придется дать им совет
на случай совершенной ими ошибки, то он должен быть предельно острожен в выборе
слов, что его слова не обидят или не унизят слушающего.
В Коране приводится очень хороший
пример нам всем по этому поводу, когда Пророк Ибрахим, мир ему, применил очень
красивый подход к своему отцу, который придавал Аллаху сотоварищей. Советуя и
высказывая, свое мнение он всегда выказывал уважение к своему отцу. В Коране
говорится:
41. Помяни в Писании Ибрахима (Авраама). Он был правдивейшим человеком и
пророком. Вот он сказал своему отцу:
"Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не
принесет тебе никакого избавления?
То есть, как мы можем видеть,
Ибрахим (а.с.) не сказал отцу «Ты
мушрик, и Аллах накажет тебя за это», а
мягко призвал его. Затем он сказал:
Отец мой! Мне открылось знание, которое не было открыто
тебе. Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путем. Заметим, что он не сказал что-то вроде «Я умнее тебя»
или «Я образованнее тебя и знаю лучше тебя». Затем он добавил:
Отец мой! Не поклоняйся сатане, ибо сатана ослушался
Милостивого. И здесь он не сказал, например, «Ты
поклоняешься шайтану!». А в следующем аяте он выказал свою любовь и заботу об
отце, сказав:
Отец мой! Я боюсь, что тебя постигнет наказание от
Милостивого и что ты станешь помощником сатаны. И он не сказал «Если ты не послушаешь меня, то Аллах
бросит тебя в Огонь!». И даже когда отец ответил ему жестко, то он продолжал
говорить с уважением к отцу: Он сказал:
"Неужели ты отворачиваешься от моих богов, Ибрахим (Авраам)? Если ты не
перестанешь, то я непременно побью тебя камнями. Оставь же меня надолго!".
Он сказал: "Мир тебе! Я буду просить моего Господа простить тебя.
Воистину, Он снисходителен ко мне.
Пусть Аллах поможет нам проявить
уважение и милосердие к старшим!
Дата: 09.01.2013. Просмотров: 6966.
|