Бизнес по-исламски
Принципы ведения бизнеса в
соответствии с Шариатом построены на соблюдении двух правил:
1)
недопустимости запретных действий (харам),
2) достижении богоугодного
поведения путём совершения разрешённых и желательных действий (халяль). В Коране неоднократно подчёркиваются следующие фундаментальные принципы правильного поведения в бизнесе: – свобода предпринимательской деятельности и заключения договора; – справедливость; – законность; – этичное поведение управляющих и подчинённых; – благотворительность и милосердие. Рассмотрим каждый принцип в отдельности. Свобода предпринимательской деятельности Решающим
условием экономического прогресса признаётся свобода
предпринимательской деятельности. Догмат о равенстве людей перед Аллахом
понимается и как равенство экономических возможностей, и как свобода
конкуренции. Предприниматель, владеющий капиталом, и наёмный рабочий
выступают как равноправные участники рыночных отношений. Человек имеет
полную свободу вести бизнес и выбирать любую деятельность в рамках,
определённых Шариатом. Согласно требованиям Ислама все участники
рыночных отношений должны руководствоваться принципом справедливого
обмена. Он предполагает свободное заключение деловых соглашений,
обязательность в выполнении договоров, готовность договаривающихся
сторон к сотрудничеству, свободный доступ к рынку продавцов и
покупателей, честность в торговле, наличие полной и достоверной
информации о качестве, количестве и цене товаров. Такой подход означает
запрет на спекуляцию, демпинг и монополию и, естественно, на все виды
экономических преступлений, которые одинаково трактуются в
законодательствах разных стран. Соблюдение этих норм становится
возможным лишь при участии на рынке свободных, равноправных,
информированных и ответственных лиц. Коран запрещает любое
незаконное вмешательство в права владения чужой собственностью.
Мусульманину не позволено использовать какую-либо вещь, принадлежащую
другому, если на то не дано разрешения её владельца. Пророк (мир ему и
благословение) в последней проповеди ещё раз провозгласил
неприкосновенность имущества, возведя его на один уровень с
неприкосновенностью жизни и чести:
«В этот день, в этот месяц, на этом
месте Всевышний сделал священной и неприкосновенной жизнь, имущество и
честь мусульманина до тех пор, пока вы не встретите Своего Господа». Особое
место в Коране уделяется торговле (смысл):
«...Аллах разрешил торговлю и
запретил рост» (2:275).
Подробное рассмотрение правил ведения торговли
говорит не только о разрешённости, но и об одобрении честных и
взаимовыгодных торговых отношений. Открытая и равноправная конкуренция
должна быть основана на естественном установлении равновесия спроса и
предложения. Правило свободной конкуренции, однако, не отменяет
предписанные нормы достойного поведения в бизнесе. Человек должен строго
следовать этическому руководству, независимо от поведения и
вероисповедания партнёров или конкурентов. Запрещается наносить ущерб
конкурентам приёмами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Во всех
сделках должны присутствовать взаимная договорённость и согласие обеих
сторон. Полное согласие на сделку является условием признания её
действительности:
«...если это только не по взаимному согласию между
вами...» (4:29).
Причём взаимное согласие не должно ущемлять права одной
из сторон, например извлечением выгоды одной стороной за счёт убытков и
потерь другой. Ростовщичество, азартные игры, лотереи запрещены, так
как здесь налицо обогащение группы лиц без усилий и труда. Сделка должна
носить честный и открытый характер. Другими словами, законными могут
быть признаны только сделки, лишённые двусмысленности и
несправедливости, но не те, которые могут стать причиной использования
доверия в своих интересах, например причиной мошенничества или
умышленного обмана. Это подтверждается следующими положениями Корана
(смысл):
«Горе обманщикам, которые, когда берут меру /причитающуюся им/
от людей, то берут её полностью, а когда измеряют или взвешивают им
/людям/, то уменьшают!» (83:1–3). Для того чтобы пресечь все
возможные пути обмана и возникновения споров, Коран оговаривает условия
заключения контрактов, которые должны быть письменно зафиксированы и, по
возможности, при наличии свидетелей. Такая предосторожность оправдана и
становится необходимой особенно в настоящее время, когда экономические
преступления и нечестное поведение деловых людей стали частым явлением в
бизнесе. В случае заключения трудового договора характер, период
работы, уровень оклада должны быть чётко оговорены без каких-либо угроз и
ультиматума со стороны работодателя либо наёмного работника. Коран
предостерегает от ложных обвинений, фальсификаций и подделки
документов. Правдивость и праведность, которыми отличались все пророки,
признаются важной добродетелью не только в деловой активности, но и во
всех остальных областях деятельности человека. Справедливость Справедливость
является стержнем божественных предписаний, а также одной из причин
ниспослания коранических откровений с целью установления истины и
равенства на земле. Исламу чужды формальные различия между людьми по
социальному или этническому признакам, имущественному положению.
Предпочтение отдаётся толькотем, кто более привержен вере:
«Ведь самый благородный из вас перед Богом – самый благочестивый» (49:13). Требование справедливости в деловой активности проявляется в следующем: – выполнении данных обещаний и условий договора; – точности количественных и качественных характеристик товара при продаже; – добросовестной работе и справедливой оплате труда; – честности и искренности отношений; – компетентности и эффективности в работе; – проверке коммерческой информации на достоверность. В
Коране при описании деловых отношений особое место уделяется соблюдению
условий договора и данных обещаний. Не допускается нарушать обещания и
заключённые договоры, даже если есть повод думать, что вторая сторона
намеревается нарушить этот договор. Если такая ситуация возникает, то в
данном случае необходимо уведомить партнёра о своём решении относительно
расторжения контракта: «А если ты боишься от людей измены, то отбрось
договор с ними согласно со справедливостью: поистине, Аллах не любит
изменников!» (8:58).
Это божественное указание призывает к
справедливости в деловых контактах даже в ситуации расторжения договора.
Излишне говорить о той роли, которую играет доверие клиента в
бизнесе любого предпринимателя. Каждый бизнесмен стремится создать
хорошую репутацию, вкладывая огромные средства в создание своего брэнда и
постоянно следя за поддержанием имиджа. С этой точки зрения мусульманин
должен стремиться к тому, чтобы его имя было создано не одной рекламной
кампанией, а стало отражением результатов его честной работы. Этика
Ислама, так же как и общепринятая этика в сфере трудовых отношений,
требует, чтобы уровень оплаты, должностные функции и условия работы были
оговорены в момент подписания трудового соглашения между работником и
работодателем. Заработная плата должна быть выплачена в полной мере и
без задержки (смысл): «И не удерживайте от людей того, что им
принадлежит по праву...» (26:183).
В Коране также сообщается, что в
зависимости от качества и объёма работы различно вознаграждение для
разных категорий работников. Таким образом, дифференцированная система
оплаты труда должна стимулировать работника к увеличению
производительности и предотвратить злоупотребление рабочим временем. Сам
работник должен стремиться стать компетентным специалистом в своей
области и эффективно выполнять работу. При отборе кандидатов на
вакантную должность Ислам предписывает руководствоваться
профессионализмом и заслугами кандидата, а не личными или родственными
связями или, что ещё хуже, взятками. Необходимо обеспечить равноправное
собеседование всем кандидатам с целью выявления наиболее компетентного
работника. В процессе принятия решений Ислам рекомендует проверять
достоверность любого утверждения или информации (смысл):
«И не следуй за
тем, о чём у тебя нет знания...» (17:36) , а перед покупкой товара
проверять его качество, дабы избежать обмана и дальнейших споров. Законность бизнеса Законность бизнеса с точки зрения Шариата является основным критерием выбора предпринимателем того или иного вида деятельности. В
Коране в категоричной форме запрещается как взимать, так и платить
проценты с долга (риба), но в противовес данному запрету сразу же
оговаривается законность торговли (смысл):
«Аллах разрешил торговлю и
запретил рост» (2:275).
Ограничения в торговле касаются только некоторых
видов товаров и услуг, запрещённых Шариатом, а именно: – свинина и различные продукты, имеющие в составе свинину; – мясо домашних животных, забитых не по правилам Шариата; – алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики; – проституция и порнографическая продукция; – всё то, что приносит вред религии и обществу. Коммерческая
деятельность может включать и бартерные сделки, но только на равные по
качеству и стоимости товары. Предпочтение отдаётся денежному обращению,
так как это позволяет избежать возможного неравноценного обмена, что, в
свою очередь, станет причиной риба, то есть незаконного прироста дохода.
Пророк (мир ему и благословение) приказал своему сподвижнику Билялу (да
будет доволен им Аллах), когда тот хотел обменять две меры плохих
фиников на одну меру хороших, сначала продать плохие, а потом на
вырученные деньги купить хорошие. Продажа в кредит и отсрочка платежа не
должны влиять на цену, установленную в контракте, её повышение или
понижение. Этичное поведение управляющих и подчинённых Мягкость
и тактичность является основой хороших и прочных взаимоотношений и
служит созданию здоровой рабочей атмосферы. Большое значение хорошим
манерам придавал сам Пророк (мир ему и благословение). Он сказал: «Пусть
Всевышний ниспошлёт благословение человеку, который отличается добрым
нравом, когда он покупает, когда продаёт и когда выполняет свои
обязанности». Коран предписывает быть внимательным и любезным при
обращении к другим, оставаться вежливым даже в споре. Руководителю
не позволяется необоснованно удлинять рабочий день, возлагать
дополнительные обязанности на подчинённых, не оговорённые изначально.
Он, наоборот, должен стремиться помочь в каком-либо затруднении и
сложном вопросе, создать команду в решении проблемы. Важно, чтобы
руководитель умел регулировать конфликты и споры, возникающие в
коллективе. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Мусульмане имеют
право урегулировать конфликт при обоюдном согласии сторон, если при этом
они не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено.
Мусульмане должны выполнять условия соглашений, если только эти условия
не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено»
(ат-Тирмизи). Прощение обид и понимание чужих ошибок считается
лучшим, чем хорошее деяние, после которого последует сожаление и обида:
«Речь добрая и прощение – лучше, чем милостыня, за которой следует
обида...» (2:263).
Если человек не поддаётся соблазну и не опускается до
грубости и оскорбления другого в ситуации делового конфликта, а, наоборот,
всеми путями старается избежать его и разрешить наилучшим образом, то,
возможно, он приобретёт друга в лице недавнего врага (смысл):
«Не равны
доброе и злое. Отклоняй же тем, что лучше, и вот тот, с которым у тебя
вражда, точно он горячий друг» (41:34). Мусульманин должен быть
мягким в общении с нуждающимися; даже если он не в состоянии помочь им
материально, его моральная поддержка и доброе слово или совет являются
долгом. Обеспечение социальной защиты и гарантии прав подчинённых
является обязанностью работодателя, включая материальную помощь при
несчастных случаях, болезни и так далее. Ислам поощряет бизнес, который
удовлетворяет социально значимые потребности общества, а также развитие
культуры и образования. Благотворительность и милосердие Благотворительность
является одной из основных характеристик мусульманской экономической
этики. В Коране подчёркивается (смысл):
«...что бы вы ни потратили из
добра, то для самих себя, и вы тратите из стремления к лику Аллаха. И
что бы вы ни потратили из блага, будет полностью воздано вам, и вы не
будете обижены» (2:274).
На вопрос, какое пожертвование является
наилучшим, Пророк (мир ему и благословение) ответил:
«Пожертвование для
того, кто испытывает материальные затруднения. Но начинай с тех, кто
находится на твоём иждивении».
Богоугодность милостыни обосновывается
ссылкой на Коран (2:261) (смысл):
«Те, кто расходует свои имущества на
пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом
колосе – сто зёрен; Аллах удваивает, кому пожелает. Поистине, Аллах
Объемлющ, Знающ».
Мусульманин жертвует, раздаёт милостыню нуждающимся
исходя из своих возможностей и по собственной инициативе. В хадисе
говорится:
«Лучшей милостыней является то, что подаётся от достатка».
Одинаково высоким достоинством отличается благородный человек,
расходующий свои средства, и бедняк, проявляющий терпение в надежде на
награду Аллаха. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что
следование исламским этическим нормам позволит сократить риск в
коммерческих отношениях и создаст благоприятные условия для развития
эффективного и стабильного бизнеса. Гульнара Нуруллина, кандидат экономических наук
Дата: 11.01.2013. Просмотров: 1710.
|