При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует
отметить, что он имеет право на применение, потому что свидетельствует о
неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребёнку. Вопрос лишь в грамотном, уместном, разумном применении
наказания! В балансе между поощрением и наказанием! В допущении этой
меры воспитания в каждой конкретной ситуации!
К сожалению,
большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребёнка
больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры.
Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем
реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся
лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
Наказание обладает внушающим воздействием, если оно действительно соответствует проступку и применяется редко.
Арабский
философ, историк, социолог Ибн Халдун говорил: «… излишняя строгость к
обучаемым вредна, и слишком суровые наказания отрицательно сказываются
на обучении, особенно, когда речь идёт о маленьких детях… оно лишает его
радости и гасит его активность, побуждая к лени, лжи и скверным
поступкам, и лицемерию…»
Как мы привыкли наказывать детей? К сожалению …
1.Наказанием «Богом»
К
великому сожалению, встречаются семьи, соблюдающие каноны Ислама,
которые привыкли наказывать детей «Богом». Таких детей постоянно
устрашают: «Не будешь слушаться, запишется грех!»; «Помни, Аллах всё
видит! Аллах силён в наказании!»; «Ты что в ад захотел?!» Астагфируллах!
Пожалуйста, не пугайте своих детей Всевышним Всемилостивым
Добрым Создателем! Тем самым вы отталкиваете своих детей от поклонения,
искренней любви к своему Творцу!
Нельзя ребёнка, чистого и
незасорённого лишними знаниями, привлекать к прекрасному путём угроз и
страхов. Это вызовет в нём протест и нежелание искренне любить и
искренне трепетать перед Всевышним Творцом! А ведь наша задача воспитать
детей богобоязненных, что значит боящихся сделать нечто такое, что
может не понравиться
Самому Любимому! Но не из страха к Любимому, а из-за нежелания преступать Его законы.
2.Физическое наказание
Физическое
наказание излишне часто применяется во многих семьях. Вокруг данного
метода ведутся горячие споры: допустимо или нет? Если допустимо, то в
какой мере? Как определить грань дозволенности физического наказания?
Однако
всегда помните и отдавайте себе отчёт! Чем вызвано ваше желание ударить
ребенка? Очень часто и, как правило, необдуманные агрессивные действия
по отношению к ребёнку вызваны даже не проступками ребёнка, а усталостью
взрослого, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев,
вылитый в этом случае на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает,
оскорбляет и раздражает.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:
- страх
- возмущение, протест
- обиду, жажду мести и компенсации;
- разрушение «нравственных тормозов»;
- стремление к обману, изворотливость;
- потерю способности к здравому рассуждению;
- ребёнок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;
- агрессивное поведение;
- снижение самооценки;
- ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).
Тема
физического наказания весьма широка и многогранна. Конечно, лучше не
бить и исключить данный тип наказания из своей системы наказаний как
таковое. Битье, как правило, не приносит положительного результата, а
лишь даёт временный эффект, всё больше усугубляя ваши отношения с
ребёнком, делая их неискренними.
Но бывают, действительно, такие
случаи, когда ребёнок на самом деле не прав и никак не может
остановиться в своём нежелательном поведении. Тогда метод физического
наказания (не жестокого!) или устрашение им могут утихомирить
«разгулявшегося» ребёнка.
Посланник Аллаха (да благословит его
Аллах и приветствует) сказал: «Повесьте ваш кнут там, где члены семьи
смогут видеть его, поскольку это будет дисциплинировать их» (передал
хафиз ат-Табарани).
При этом вы всегда должны помнить, что за
любым «плохим» поведением ребёнка стоит определённая причина и крик
помощи: «Мне плохо! Я не могу справиться со своей проблемой сам! Мама,
папа, помогите!»
3. Наказание молчанием
Наказание
молчанием – это всё равно, что наказание лишением любви. Нельзя
наказывать лишением любви! Молчание – это то же самое, что вы отказались
от ребёнка, показывая таким образом, что его нет и не существует. Это
страшный вид наказания! Ребёнок – максималист, это ударяет по его
самооценке. Весь мир для него в этот момент рушится.
Молчать,
замыкаться в себе, отказываться от общения или разговаривать ледяным
тоном становится их обычной манерой поведения в случае, если они чем-то
недовольны.
В будущем с такими людьми трудно находить
взаимопонимание, так как они не умеют и не считают нужным объясняться и
говорить о своих чувствах открыто. Они пребывают в уверенности, что их
обиженное лицо или холодные интонации в голосе должны говорить сами за
себя. Более того, они ожидают, что человек, которым они недовольны, не
только догадается об их чувствах, но и бросится исправлять ситуацию,
заглаживать свою вину и просить прощения. И бывают неприятно удивлены,
когда этого не случается. Особенно часто в таких ситуациях оказываются
женщины, перенимающие такое поведение у своих матерей. Они пытаются
воздействовать молчанием на других людей, например, на своих мужей. Не
учитывая при этом одного: мужчина не маленький ребёнок, который не в
состоянии жить, когда мама им недовольна. Мужчина попытается исправить
положение дел так, как умеет, но если женщина не меняет своё поведение и
не идёт на контакт, то понимания в паре не будет, и рано или поздно
женщина останется наедине со своей обидой.
Некоторые недопущения в вопросах наказания
1.Отсутствие единства мужа и жены в вопросах наказания
Единство
в вопросах воспитания мужа и жены – это непременное правило в жизни
семьи! Если этого нет в семье, то в ней не будет гармонии, искренности,
честности. Как этого добиться?
Во-первых: не стесняйтесь обсуждать вопросы воспитания со своим потенциальным избранником ещё до никаха.
Во-вторых:
поинтересуйтесь, как наказывали вашего жениха или невесту в детстве. С
большой степенью вероятности такое поведение будет повторяться при
воспитании собственных детей. Определитесь, насколько это приемлемо для
вас.
В-третьих: если разногласия существуют, то договаривайтесь
обо всех аспектах воспитания за закрытыми дверьми! Не допускайте ссор в
присутствии детей.
2.Старший ребёнок не имеет права наказывать младшего
Старший,
хоть он и старший, но он тоже – ребёнок. А родитель – вы. Функция
воспитания и наказания и поощрения лежит только на родителе. Не
перекладывайте свои обязанности на старшего ребёнка.
3.Наказания при посторонних людях
Не
допускайте этого! Это унижает, оскорбляет, занижает самооценку ребёнка!
К сожалению, такое часто можно видеть… Родитель таким образом хочет
самоутвердиться, показать, что не он, а ребёнок «плохо себя ведёт», а
он-то хороший… Но, играя таким образом на публику, он только унижает
себя… Ещё и показывая окружающим как, оказывается, можно обращаться с
его ребёнком.
4. Если родитель не прав, то он не извиняется
Если
вы понимаете, что были не правы и не справедливы, наказывая ребёнка,
подойдите и извинитесь. Чётко, кратко, без лишних слов. Это не унижение,
а воспитание ребёнка.
Когда нельзя наказывать:
• Когда ребёнок болеет
• Перед сном или сразу после сна
• Во время еды
• Во время работы и игры
• Непосредственно после душевной или физической травмы
• Ребёнок искренне старается что-то делать, но у него не получается
• Когда сам воспитатель находится в плохом настроении
Причина плохого поведения
Всегда
необходимо помнить: если ребёнок плохо себя ведёт, значит он просит о
помощи в решении непосильной для себя ситуации. Во время «плохого»
поведения ребёнка попробуйте остановиться и задаться вопросом: какую
эмоцию у вас вызывает ребёнок. Если вы верно определите первую эмоцию,
вам будет значительно проще понять ПРИЧИНУ плохого поведения ребёнка.
Итак,
• У вас возникает раздражение => Ребёнок борется за ваше внимание.
Решение проблемы: подарите ребёнку положительное внимание (оставьте компьютер или телевизор и поиграйте с сыном или дочерью).
• У вас возникает гнев => Ребёнок борется за самоутверждение.
Решение
проблемы: уменьшите свой контроль, позвольте своему трёхлетнему малышу
самостоятельно помыть посуду, а подростку выбрать наряд, который
нравится именно ему.
• У вас возникает обида => Ребёнок желает отомстить.
Решение
проблемы: устраните причину обиды у ребёнка, обиду на появление
младшего брата или сестры; новое замужество или женитьбу.
• У вас безнадёжность и отчаяние => Ребёнок потерял веру в собственный успех.
Решение проблемы: перестаньте требовать нужного поведения, выполнения всех домашних заданий на «отлично».
***
Это
лишь некоторые советы по решению проблемы так называемого «плохого»
поведения ребёнка. В данной статье мы ориентировались на освещение
«плохого» поведения родителя в конфликтных ситуациях. Есть над чем
поразмыслить… Не правда ли? Иншаллах, на следующей нашей встрече мы
дадим более конкретные рекомендации над исправлением ситуации «плохого
поведения» ребёнка и расскажем о конструктивном наказании. Бывает и
такое.
Юлия Замалетдинова
Канд. псих. Наук
Гл.редактор детского журнала «Светлячок и его друзья»
«О, люди! Поистине, ваш Бог один и ваш отец один, поистине нет никакого преимущества для араба над неарабом или для неараба над арабом или для черного над красным или для красного над черным, кроме как по богобоязненности».